Декрет обязует руководителей государственных органов и организаций при приеме граждан на работу запрашивать их характеристики с предыдущих мест работы. Также наниматели будут изучать сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности.
В декрете прописаны четкие требования к характеристике – в ней должны отражаться профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о соблюдении трудовой и исполнительской дисциплины, отношение к государственным и общественным институтам.
За несоблюдение предусмотренного декретом порядка приема на работу, будь то выдача документов с заведомо недостоверной информацией, нарушениями сроков и другие предусмотрена установленная законодательством ответственность. Декрет вступает в силу конце октября.
Как составляется характеристика
В характеристике с места работы дается оценка личным и профессиональным качествам сотрудника. Чаще всего такой документ необходим для суда, кредиторов и при трудоустройстве на новую должность. Характеристику с прошлого места работы могут запрашивать не только сами работники, но и государственные органы.
Работодатель не обязан согласовывать текст с работником, даже если подготовлена не положительная характеристика на сотрудника, а отрицательная или нейтральная. Но если тот не согласен с содержанием, он вправе оспорить документ в судебном порядке.
В действующем белорусском законодательстве отсутствует шаблон для составления такого документа. Но общие правила все-таки существуют. Бумагу оформляют на официальном бланке организации. Если такой не утвержден внутренним распорядком предприятия, то в бланке указывают полные реквизиты. Далее в характеристике на работников указывают следующие моменты:
- персональные данные (Ф.И.О. лица, дату рождения, семейное положение, данные о воинской службе и образовании, сведения о наличии различных наград);
- сведения о работе (стаж работы, время принятия, кадровые перемещения в пределах организации, сведения о трудовых достижениях и профессиональных навыках). Если работник в процессе работы направлялся на обучение, повышение квалификации и т. д., то об этом тоже стоит упомянуть. Сведения о наличии у работника различных заслуг или дисциплинарных взысканий также упоминаются в документе;
- личные качества (здесь указываются не только организаторские качества, инициативность, стремление к отличным результатам, но и взаимоотношения лица с трудовым коллективом).
Характеристика является официальным документом, поэтому подписывать ее обязан руководитель организации. Лучше всего информацию указывать на одном листе.
В целом, главным требованием к документу остается объективность, поскольку характеристика формирует мнение о человеке. Если, к примеру, работника планируют продвинуть по карьерной лестнице или ему необходимо трудоустроиться на новое место, наниматели чаще всего используют слова: «исполнительный», «инициативный», «ответственный».
Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото из открытых интернет-источников